ПОСТАВЩИК: ООО "Локальные системы"
Адрес: РБ, 220090, г. Минск, Логойский тракт 22, офис 303а;
Телефон: +375 17 247-19-99
ИНН: 190465237 / КПП: 37597808
Банковские реквизиты:
р/с BY96ALFA30122209810140270000 в ЗАО "Альфа-Банк" г. Минск
БИК ALFABY2X

Написать нам Заказать звонок

Основы по зарядным станциям: режимы, случаи и типы.

20.08.2021

Article-1200x630.jpg


   В настоящее время количество электротранспорта на улицах городов каждый день только увеличивается – самокаты, велосипеды, скутеры, автомобили и прочие. И все они с приставкой «электро». Поэтому на рынке постоянно появляется всё больше приспособлений для их зарядки, и становиться всё тяжелее выбрать то, что нужно именно вам. Очень просто запутаться во всех этих режимах, типах и случаях даже опытным пользователям.
Большинство стран мира пользуются международным стандартом IEC 61851-1, который выделяет 4 Режима (MODE) зарядки в зависимости от уровня защиты и управления.

Минимальный уровень имеет MODE 1. Он предполагает прямое подключение простым удлинителем без дополнительных средств связи для контроля зарядки между сетью и электротранспортом. Данный тип считается небезопасным и во многих странах запрещен, так как без постоянного контроля со стороны пользователя может привести к перегреву оборудования и пожару.
MODE 2 также использует стандартные разъемы бытового или промышленного типа, но предполагает использование специального кабеля с портативным зарядным устройством IC-CPD (In-Cable Control and Protection Device IEC 62752). Встроенный контроллер осуществляет контроль заземления, температуры и процесса зарядки, а также защищает от перегрева и короткого замыкания. Данный тип популярен для использования в частных домах, на индивидуальных парковочных местах, закрытых территориях жилых комплексов.
MODE 3 предполагает использование кабеля с специальными разъемами с двух сторон и подключению к специальным зарядным устройствам – оборудование источника питания электротранспорта (EVSE - Electric Vehicle Supply Equipment). На данный момент это самый популярный вариант зарядки, так как зарядные станции с этим режимом выпускаются от 3,7кВт для частного использования до 44кВт для быстрой зарядки на коммерческих объектах, муниципальных парковках и т.д.

tipovoe_podkluchenie_k_seti_mode3_caseb.jpg
Рис.1 Типовое подключение к сети MODE 3 CASE B



В MODE 4 зарядка происходит в обход бортового преобразователя – подключение идет непосредственно к аккумуляторным батареям автомобиля через специальные выходы системы управления зарядом. Так как преобразование переменного тока в постоянный происходит в зарядной станции, то это позволяет преодолеть ограничения по максимальному току заряда бортового зарядного устройства. На данный момент этот режим является самым быстрым, но как правило не используется в частном секторе из-за своей дороговизны.

raznica_pri_podkluchenii_mode3_i_mode4.jpg
Рис.2 Разница при подключении для зарядки переменным (MODE3) и постоянным (MODE4) током


Режимы 2, 3 и 4 в обязательном порядке обеспечивают проверку правильности подключения к электротранспорту, режимов подачи питания и непрерывности защитного заземления. Данные функции контрольного управления достигаются применением широтно-импульсной модуляции (ШИМ/PWM) либо других систем в зависимости от используемых разъемов.

rezhimi_zaryadki_iec61851_1.jpg
Таблица 1 – Режимы зарядки по стандарту IEC 61851-1


Также существуют и другие классификации в зависимости от особенностей сети. Например, в США по стандарту SAE J1772 выделяют 3 Уровня (LEVEL) зарядки. Первый предполагает зарядку от однофазного бытового источника питания и является самым медленным. Третий же идет как быстрый вариант зарядки постоянным током.
Подключение электротранспорта при использовании кабелей и разъемов может осуществляться одним из трех способов, которые в стандарте IEC 61851-1 называют Случай (CASE). При Случае A подключение к сети переменного тока происходит без переходных элементов. Кабель с вилкой прикреплены изначально к входу бортового зарядного устройства. В Случае B подключение происходит с помощью отсоединяемого с двух сторон кабеля – от источника питания и от транспортного средства. Данное подключение может осуществляться как к бытовым или промышленным разъемам, так и к специальным для зарядки электротранспорта. Если же кабель с переносной розеткой прикреплен к зарядной станции без возможности отсоединения, то это Случай С. Зарядные станции MODE 4 изготавливаются только с этим типом подключения.

tipi_podklucheniya_s_kabelyami_i_vilkami.jpg
Таблица 2 – Типы подключения с применением кабелей и вилок


И напоследок рассмотрим типы разъемов, с помощью которых будет производиться подключение к нашему транспортному средству. Требования к ним прописаны в двух международных стандартах - IEC 62196-2 для переменного тока и IEC 62196-3 для постоянного.
Основными разъемами переменного тока являются TYPE 1 и TYPE 2 в зависимости от региона.

TYPE 1 (SAE J1772) был разработан совместно США и Японией для однофазной зарядки переменным током, также известен как разъем Yazaki или J-разъем. Представляет собой круглый корпус с тремя силовыми контактами L1, N и PE, а также двумя пилотными для управления зарядкой. Конструкция также предусматривает наличие механической защелки для предотвращения непреднамеренного отключения. Данный разъем используется на ток до 80А и напряжение до 240В. Этот тип широко используется производителями из США, Южной Кореи и Японии.

TYPE 2
или разъем Mennekes был разработан для немецкого автопрома и с 2013 года является официальным типом для всех зарядных устройств Евросоюза. Данный разъем имеет однофазный и трехфазный вариант. Оба исполнения имеют одинаковые габариты. Однофазный вариант отличается только отсутствием контактов L2 и L3. Одинаковый габарит позволяет использовать для однофазной зарядки трехфазный кабель, но при этом зарядка будет происходить только через L1, а L2 и L3 система не будет воспринимать. Данные разъемы имеют округлую форму, приплющенную с одной стороны. Раструб разъема имеет специальное отверстие для возможности блокировки во время зарядки. В зависимости от исполнения, этот тип имеет три или пять силовых контактов и два пилотных. По стандарту IEC 62196-2 возможно подключение нагрузки на напряжение до 480В и ток до 63А при трехфазном подключении и 70А при однофазном.
Однако для этого типа разъема были разработаны и другие режимы зарядки, например, европейская сеть Tesla Supercharger предлагает зарядку как переменным током, так и постоянным до 500VAC/DC. На базе TYPE 2 были разработаны похожие решения - SAE J3068 для США и GB/T 20234.2 для Китая. Последний вариант не совместим с оригиналом.

rezhimi_raboty_type2.jpg
Таблица 3 – Режимы работы разъема TYPE 2


TYPE 3 или разъем SCAME был разработан для автопрома Италии и Франции, однако еврокомиссия его не поддержала, выбрав основным типом для Евросоюза TYPE 2. Разработку вел «EV Plug Alliance», в который вошли основные производители региона - Schneider Electric, Legrand и Scame. Разъем был представлен в однофазной и трехфазной версии – TYPE 3A и TYPE 3C соответственно. Главным отличием от немецкого конкурента было использование защитных шторок для защиты от прикосновения, однако в второй редакции эта опция была добавлена и для TYPE 2.
Если разъемы для переменного тока обозначены цифрами, то для обозначения на постоянный ток используются буквы.

Разъем AA или более известный как CHAdeMO был разработан в Японии группой крупных компаний – TEPCO, Nissan, Mitsubishi, Subaru и т.д. Это первый вариант для зарядки постоянным током. Данный разъем представляет собой 2 силовых вывода и 8 выводов для управления зарядкой. Управление происходит с использованием протоколов CAN-шины. Первые версии данного разъема поддерживали ток до 125А и напряжение до 500В. Позже ток был увеличен до 400А. CHAdeMO получил широкое распространение у всех мировых автопроизводителей, однако в данный момент этот разъем постепенно уступает позиции разъемам типа CCS Combo. Поэтому в данный момент идет разработка совместно с Китаем нового поколения CHAdeMO 3.0 или ChaoJi.

Типы EE и FF известны как CCS Combo 1 и CCS Combo 2 соответственно. Являются комбинированными версиями разъемов переменного тока TYPE 1 и TYPE 2, где в нижней части добавляется два дополнительных силовых контакта для зарядки постоянным током. Однако, если в Combo 1 контакты L1 и N остаются, но не используются в процессе зарядки, то в Combo2 силовые контакты L1, L2, L3 и N полностью удалены из разъема. Управление происходит через общие контакты PP и CP, но не через ШИМ, а через передачу модулированного высокочастотного сигнала также известного как PLC (Power Line Communication). Данные типы появились сравнительно недавно, но уже получили широкое распространение за свою универсальность – бортовые разъемы электромобилей позволяют использовать как стандартное подключения Type 1 или 2 для переменного тока, так и заряжаться постоянным током через CCS Combo. На данный момент максимальные ток и напряжение – 200А и 500В соответственно. Но уже ведутся разработки вариантов большей мощности.

typi_razyomov_dlya_zaryadki_elektromobiley.jpg

Таблица 4 – Типы разъемов для зарядки электромобилей
PP – Proximity Pilot – контакт присутствия, подает сигнал запрета на движение при подключении питания
CP – Control Pilot – линия связи для ШИМ, управление режимами зарядки – максимальный ток, начало и окончание.


Также существуют другие типы разъемов, которые не получили такого широкого распространения. Например, типы подключения от TESLA, которые используются только для этой марки автомобилей, или разъемы стандарта GB/T 20234.2, используемые только в Китае.
В марте 2021 года вступил в силу новый европейский стандарт EN 17186, который будет регулировать требования к маркировке всех общедоступных зарядных станций и всех новых электромобилей. Так как электричество для электротранспорта по сути является топливом, то и маркироваться «заправочные» станции должны соответственно. Идентификатор будет состоять из шестиугольника, черного для стороны электромобиля и белого с черным контуром для стороны станции, с буквой, обозначающей тип разъема. Это должно помочь пользователям легче находить нужный тип. В данный момент это требование действует только в Евросоюзе.

markirovki_en17186.jpg

Таблица 5 – Маркировка разъемов для автотранспорта в соответствии с EN17186

1 – TYPE2 не стандартизирован для DC, используется для TESLA.


Мы надеемся, что данная статья поможет вам разобраться в обозначениях зарядных устройств для электротранспорта.
И хочется напомнить, что в нашем складском предложении вы уже можете найти зарядные станции MODE 3 с разъемами TYPE 2 со Случаями подключения B и C – Terra AC Wallbox, от именитого мирового бренда ABB. А зарядку для MODE 2 можно собрать своими руками из комплектующих SCAME, также представленных на нашем сайте lsys.by.

Задать вопросы автору статьи: prychyna@overdrive.by

Уточнить цены, наличие, получить квалифицированную консультацию можно по телефонам ☎️ +375 17 247-19-99, +375 44 567-19-99, либо у своего менеджера.


Возврат к списку

Коммерческое предложение действительно на 25.04.2024 г.
0 0